Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ
Всемирная портретная галерея. Museum portrait "World portrait gallery" Биографии великой Руси!Щапов Афанасий Прокопьевич

 
Музей портрета:
 
 
Асов Александр Игоревич
Асов Александр Игоревич
Ленин Владимир Ильич
Ленин Владимир Ильич
 

Поделиться с друзьями:

Щапов Афанасий Прокопьевич

Щапов (Афанасий Прокопьевич) - известный русский историк. Родился в 1830 г., в селении Анге, Верхоленского уезда, в 210 верстах от Иркутска, от местного дьячка и бурятки. Отец отдал его в Иркутск в духовное училище, порядки которого описаны Загоскиным ("Магистр", роман М.В. Загоскина, в "Сборнике газ. Сибирь" 1876 г.) и Шашковым в его "Автобиографии" ("Восточное обозрение" 1884 г., ¦ 30). В 1852 г. Щапов окончил курс семинарии и в числе лучших учеников был отправлен на казенный счет в Казанскую духовную академию. Здесь Щапов очень усердно работал и тогда еще выделялся из среды товарищей. Большое значение для его последующей ученой деятельности имело знакомство с богатой библиотекой рукописей Соловецкого монастыря, которая во время Крымской войны была перевезена в Казань. Щапов участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себя множество выписок оттуда. На последнем курсе он весь отдался своей студенческой магистерской диссертации, вышедшей в 1858 г. в Казани под заглавием "Русский раскол старообрядства". Всецело отрешиться от общепринятой до тех пор точки зрения Щапов не мог; тем не менее книга его была совершенно новым явлением и обратила на себя всеобщее внимание. Щапов рассматривает раскол не только как религиозное, но и как историческо-бытовое и социальное явление: в нем, по мнению Щапова, сохранился, так сказать, окаменелый осколок древней России, выразилась русская народность XVII века, в ее отрешенности от иноземных элементов реформы Петра Великого и XVIII столетия, проявилась преимущественно своеобразная историческая жизнь массы народа, жизнь религиозная и гражданская, жизнь умственная и нравственная. Позднее Щапов еще дальше развил свои мысли в статье "Земство и раскол" ("Отечественные Записки", 1862). Точка зрения Щапова была подхвачена Аристовым , его учеником, в "Устройстве раскольничьих общин" ("Библиотека для чтения", 1863, 7), В. Формаковским - в статье "О противогосударственном элементе в расколе" ("Отечественные Записки" 1866 г.), Андреевым - в его исследовании "Раскол и его значение в русской жизни" (1870) и др. Важность работы Щапова признает и такой осторожный историк, как Бестужев-Рюмин . В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новый специфически русский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)", в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1863). Под влиянием своего учителя Елисеева , а также В.И. Григоровича и С.В. Ешевского и собственной неустанной работы, Щапов вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапова со славянофильством вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не только то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... - земля составляла основу всего народного бытового строя". Отсюда название областей "землями" и людей "земскими". Вольный процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устроялись... два первичных мира - городской и сельский, город и село... В лесу посажался починок и разрастался в село". К нему приселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т. д., которые образовывали уезд или волость; отсюда "село с уездом". Каждое поселение составляло особый мир, равно как и уезд, почему в актах и говорится без различия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сел или починков "на почве вольнонародного, земского строения, путем торга и промысла" выросли посады и образовались посадские миры, почему и городские общины назывались мирами. Волостные или уездные миры естественно-историческим путем по речным системам и волокам смыкались в областные общины. В жизни областей были две "последовательно-преемственные формы": особно-областная и соединенно-областная. Характерная особенность первой: вольное устройство путем колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности"; деление населения на историко-этнографические группы по областям; местное "земскосоветие", федеративное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельных областей и их отношений между собой. Соединенно-областная форма возникла после Смутного времени, после розни областных общин и решения их, на своих областных земских соборах, быть в единении, любви и совете; так появилась земско-областная федерация. Таким же путем смыкания снизу вверх возникло и управление на почве колонизационного устроения и географического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирским сходом, волостной - волостным и т. д. Земский собор всех людей русской земли был выражением соединенно-областной организации русской земли. В построении Щапова очень видную роль играет колонизация, которая стоит в зависимости от распределения экономических ценностей и, в свою очередь, определяет их ("Историко-географическое распределение русского народа", в "Русском Слове" 1864 и 1865 годов). В 1860 г. Щапов был приглашен профессором русской истории в университет, где имел выдающийся успех (см. сборник "Первый шаг", Казань, 1876). В 1861 г., после обнародования манифеста об освобождении крестьян, Щапов, за присутствие на панихиде по крестьянам села Бездна, не желавшим признать манифеста, был арестован. Министр внутренних дел Валуев взял Щапова на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольничьим делам, но Щапов, выбитый из колеи, не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. С одной стороны, он поддался тогдашнему увлечению естественными науками и пытался применить "естественно-научный" метод к своим исследованиям; с другой стороны, он не мог, при своей горячей натуре, отнестись индифферентно к тогдашнему общественному движению. В 1864 г. он был сослан в Иркутск, где продолжал много работать, главным образом по местным вопросам. Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут, действительно, идти в сравнение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов. От своей "земской" теории Щапов стал отказываться с 1863 - 1864 гг. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей idee fixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле его социального саморазвития... Со времени 1864 г. я стал думать иначе". Дальнейшая - или, вернее, дальнейшие теории Щапова страдают запутанностью и отсутствием юридической определенности (см. XXVII, 444). "Если Щапов, - говорит Н.Н. Козьмин в "Книговедении", - был одним из вождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях (о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого ряда областных деятелей родного края, видные представители которых группировались около "Сибири" и "Восточного Обозрения". Щапов признавал сибиряков "более корыстными и буржуазными, чем великорусский народ", но его идеи, его сочинения сделали свое дело - вся "молодая Сибирь" многим обязана Щапову. Он намечал вопросы, которые потом разрабатывались в сибирских газетах. Сибирские деятели могут применять к нему стих Данте: Tu duca, tu signore, te maestro. Литература. Труды Щапова разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы отдельно. Главные его работы: 1857 г. - "О причинах происхождения и распространения раскола, известного по именем старообрядства, во второй половине XVII и в первой половине XVIII столетия" ("Православный Собеседник"); 1858 г. - "Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданств. в XVII и первой половине XVIII века"); 1860 г. - "Русская церковь в Северном Поморье в XV - XVII веках" ("Православный Собеседник"); 1861 г. "Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире" ("Православный Собеседник"); "Великорусские области и Смутное время" ("Отечественные Записки", ¦ 10 и 11); "Земство и раскол" ("Отечественные Записки", ¦ 12); 1862 г. "Состояние русского духовенства в XVIII столетии" ("Православный Собеседник"); "Земство" ("Век" ¦ 7 и 8); "Земские соборы в XVII столетии. Собор 1642 г." ("Век", ¦ 11); "Городские мирские сходы" ("Век" ¦ 12); "Сельский мир и мирские сходы" ("Век", ¦ 13 и 14); "Земский собор 1648 - 49 годов и собрание депутатов 1767 г." ("Отечественные Записки", ¦ 11); "Сельская община" ("Век", ¦ 1 - 6); "Земство и раскол" ("XVII столетие)" (выпуск. I, СПб., 1862); "Земство и Раскол. Бегуны" ("Время", ¦ 10 и 11); 1863 г. - "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"); 1864 г. - "Этнограф. орган. русск. народ." ("Библиотека для Чтения", ¦ 1); "Историко-географическое распределение русского народонаселения" ("Русское Слово", ¦ 8 - 10); 1865 г. "Историко-географическое распределение русского народонаселения" ("Русское Слово", ¦ 6, 7, 8, 9); "Историко-этнографическая организация русского народонаселения" ("Русское Слово", ¦ 1, 2, 3); "Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России" ("Дело", 1866, ¦ 2 и 3; 1868, ¦ 8 и 9); "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (СПб., 1869 - 1870); "Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа" ("Отечественные Записки", 1870, ¦ 3, 4 и 12); "Влияние общественного миросозерцания на социальное положение женщин в России" ("Дело", 1871, ¦ 7 и 8); "Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении" ("Известия Восточно-Сибирского Отделения Русского Географического Общества", 1872, ¦ 3); "Историко-географические заметки о Сибири" (ibid., 1873, ¦ 2); "Сибирское общество до Сперанского" (ibid., 1873, тома 4 и 5); "Сельская оседло-инородческая и русско-крестьянская община в Кубинско-Ленском краю" (ibid., 1875, ¦ 3, 5 - 6); "Социальные потребности Сибири накануне реформ" ("Сибирь", 1876, ¦ 3 и 4) и много других. Литература о Щапове бедна серьезными исследованиями. См. "Отечественные Записки" (1876, ¦ 5); "Вестник Европы" (1876, ¦ 5); "Древняя и Новая Россия" (1876, ¦ 9); "Дело" (1876, ¦ 4); "Неделя" (1876, ¦ 3 - 5, 6 - 7); "Новое Время" (1876, биографический очерк Шашкова, ¦ 196, 198, 212, 227, 245, 252); "Сибирский Сборник", 1885 г. - "Щапов" (из воспоминаний В. Вагина ); Аристов "Аф. П. Щапов" (СПб., 1883); Н.Н. Козьмин "А.П. Щапов, его жизнь и деятельность" (Иркутск, 1902); в настоящем словаре XXVII, 444. Г. Лучинский.
Copyright © Всемирная портретная галерея. Museum portrait "World portrait gallery"   Все права защищены.

ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить

Биографии!

История портрета


Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.


В изобразительном искусстве портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью портрета часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения.


Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип портрета, изображающего какого-либо деятеля прошлого ( исторический портрет ) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом портрета является автопортрет. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее - групповой портрет-картина), и портрет-тип - собирательный образ, структурно близкий портрет В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром, модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем портрет доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический портрет). В целом портрет, наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.

 

Биографии2!

Бабаджанян Арно Арутюнович

род. 22 янв. 1921 в Эривани. Композитор. Нар. артист СССР (1971). В 1928—1938 учился в Ереванской конс. по кл. композиции С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна. В 1939 окончил Муз. училище им. Гнесиных в Москве по кл. ф-п. Е. Ф. Гнесиной (по композиции занимался в кл. В. Я. Шебалина), в 1948 — Моск. конс. по кл. ф-п. К. Н. Игумнова. Одновременно в 1946—1948 совершенствовался в Москве в студии при Доме культуры АрмССР по кл. композиции Г. И. Литинского, инструментовки Д. Р. Рогаль-Левицкого, анализа В. А. Цуккермана. В 1947 окончил экстерном композиторский ф-т Ереванской конс. С 1950 преподаватель, с 1956 доцент по кл. ф-п. Ереванской конс. Лауреат конкурсов на Всемирных фестивалях демократической молодежи: в Праге (1947), Бухаресте (1953). Гос. премия СССР 0951). Гос. премия АрмССР (1967). Соч.: для оpк. — Поэма-рапсодия ( 1954); концерты с орк. — для ф-п. (1944), для скр. (1949), для влч. (1962); для ф-п. с орк. — Героическая баллада (1950); 3 струн. квартета (1942, 1947, 1975 — памяти Д. Шостаковича); ф-п. трио (1952); для 2 ф-п. — Армянская рапсодия (совм. с А. Г. Арутюняном, 1950); для ф-п. — соната (1943), Полифоническая соната (1946), Пионерский марш (1930), Прелюдия (1939), Вагаршапатский танец (1944), Вариации (1937), Круговой танец (1934), Анданте и Скерцо (1935), Поэма (1966), Шесть картин (1965); для скр. и ф-п. — соната (1959); для голоса с ф-п. — песни (более 100): Песня о мире (сл. А. Граши, 1951), Песня о Партии (сл. А. Граши, 1951), С Лениным в сердце (сл. Г. Регистана, 1965), Наш простой советский человек (сл. Е. Евтушенко, 1965), Ребята, которых кет (сл. Р. Рождественского, 1967), По ночной Москве (сл. Г. Регистана, 1957), Разведенные мосты (сл. В. Орлова, 1958), Не спеши (сл. Е. Евтушенко, 1963), Королева красоты (сл. А. Горохова, 1964), Лучший город земли (сл. Л. Дербенева, 1964), Воспоминание (1967), Позови меня (1967), Загадай желание (1968), Благодарю тебя (1971), Свадьба (1971) — на сл. Р. Рождественского, Чертово колесо (сл. Е. Евтушенко, 1968), Год любви (1974), Москва-река (1974), Верни мне музыку (1975), Парижский снег (1975) — на сл. А. Вознесенского, Твои следы (сл. Е. Евтушенко, 1975), Дорога дальняя (1975), Имена (1975) — на сл. В. Харитонова и др.; музыка к драм. спектаклям, кинофильмам и телепостановкам, в т. ч. Мир перевернулся (1974), Дядя Багдасар (киномюзикл, (1975), Невеста Севера (1975), В горах мое сердце (1975) и др. Бабаджанян, Арно Арутюнович (род. 22.I.1921 в Ереване) — сов. композитор, пианист. Учился в муз. училище им. Гнесиных (кл. фп. Е. Гнесиной, композиции В. Шебалина), Московской и Ереванской консерваториях. Оконч. Ереванскую консерваторию (1947) по кл. композиции В. Тальяна и Московскую консерваторию (1948) по кл. фортепиано К. Игумнова. С 1948 преподавал в Ереванской консерватории (с 1956 доцент). Для творчества Б. и стиля его произведений характерны яркая красочность, романтическая приподнятость, экспрессивность, образность и выразительность муз. языка, острое чувство современности, разнообразие жанров и форм. Большое место занимают песни, пользующиеся огромной популярностью, эстрадный жанр и музыка к к/ф. Творческие достижения Б. получили высокую оценку и отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. АрмССР (1956), нар. арт. АрмССР (1960), нар. арт. СССР (1971); он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956), удостоен Гос. премии СССР (1951) и АрмССР (1967). Соч.: Поэма-рапсодия для симф. орк. (1954); Героическая баллада для фп. с орк. (1950); концерты с орк. для скр. (1949), для влч. (1962); 2 квартета, Фп. трио (1952); 6 картин для фп. (1965); Соната для скр. и фп. (1959); балетная сюита (1972); многочисл. песни ("Дружбы знамена выше", "Песня первой любви", "Не спеши", "Лучший город земли" и др.), музыка к спектаклям, к/ф и др. соч. Бабаджанян, Арно Арутюнович Род. 1921, ум. 1983. Пианист, известный советский композитор, с 1971 г. народный артист СССР. Произведения: "Героическая баллада" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное трио (1952), концерты для инструментов с оркестром, песни. Лауреат Государственной премии СССР (1951).

 

http://www.biografija.ru/biography/babadzhanyan-arno-arutjunovich.htm

 
Галерея пользователей:
 
 
портрет профессора И.С.Мустафина
портрет профессора И.С.Мустафина
Джуна
Джуна
 

 
Конкурс Высоцкого
 
 
Михайленко Ольга Владимировна
Михайленко Ольга Владимировна
Шатилов Андрей
Шатилов Андрей
 

Главная
страница
Коллекция
Музея
История
Музея
Авторы
проекта
Художники
Музея
Новые
поступления
Попечители
Музея
Помощь
Музею
Контакты
НПГ

Яндекс.Метрика